![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[community profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/community.png)
У меня растет дочка 12 лет, спокойная и в последнее время покладистая умница. Сова, иррационалка, сенситивная с примесью визуала. В глазах учителей и некоторых взрослых это звучит "ленивица, разгильдяйка". Ребенка и меня замучили советы раньше ложиться спать, планировать и делать не то, что разумно, а то, что говорят.
Предыстория: я сама выросла под давлением такого общественного мнения, всю жизнь страдаю от своих биологических часов и иррациональных черт характера. И честно, это с годами переросло в настоящую лень, т.к. то, что у меня получается и нравится, все равно будет не так, не вовремя или раскритиковано правильными элементами общества. Как уберечь ребенка от такой участи? Все ее "недостатки" (кроме излишней прямолинейности) очень близки мне, я ими живу и страдаю.
Как можно развить ребенкины потенциалы, используя то, что дано от природы, без попыток вырастить из помидора огурец? Конкретнее:
Набросайте мне, пожалуйста, советов из личного опыта. Объяснять необходимость порядка и распорядка ей не нужно. Она все понимает, и понимает, где она может себя заставить, а где ей нужна помощь. Согласна работать в этом направлении, потому что просто хочет нормально вставать, с настроением идти в школу, быстро и вовремя делать уроки и наслаждаться своим свободным временем, хочет побольше внимания и похвалы от учителей и других авторитетов, а не только от мамы. Совсем не хочет вечных нравоучений на тему режима и житья "как все".
Заранее благодарю.
P.S.: Вот так она воспринималась мной 2 года назад http://detishki-israel.livejournal.com/4951640.html . И вот немного истории http://detishki-israel.livejournal.com/4951640.html?thread=80309592#t80309592
Ребенок уже сменил школу, а когда попал в интернат, то и еще одну. За это время она сильно повзрослела, поняла, что некоторые вещи нужно делать через нехочу, иначе скатишься на дно.
Предыстория: я сама выросла под давлением такого общественного мнения, всю жизнь страдаю от своих биологических часов и иррациональных черт характера. И честно, это с годами переросло в настоящую лень, т.к. то, что у меня получается и нравится, все равно будет не так, не вовремя или раскритиковано правильными элементами общества. Как уберечь ребенка от такой участи? Все ее "недостатки" (кроме излишней прямолинейности) очень близки мне, я ими живу и страдаю.
Как можно развить ребенкины потенциалы, используя то, что дано от природы, без попыток вырастить из помидора огурец? Конкретнее:
- Как совместить ее нелюбовь к порядку с комфортным для нее интерьером ее же комнаты? Знает, где что лежит, на столе есть место для уроков, одежки на полках сложены в "нечто прямоугольное".
- Как научить сову++ вырабатывать мелатонин и засыпать раньше 12-ти? Перепробовали со времен сада и прогулки, и ритуалы отхода ко сну и пили мелатонин на пАру. Идет спать без проблем, но засыпает поздно.
- Как приспособить ее к необходимости планировать время и свои силы, когда большинство дел требует от нее спонтанной мотивации, иначе невозможно себя заставить? Хочется научить ее максимально использовать периоды вдохновения для нужных дел и не корить себя за бездействие в другие периоды.
Набросайте мне, пожалуйста, советов из личного опыта. Объяснять необходимость порядка и распорядка ей не нужно. Она все понимает, и понимает, где она может себя заставить, а где ей нужна помощь. Согласна работать в этом направлении, потому что просто хочет нормально вставать, с настроением идти в школу, быстро и вовремя делать уроки и наслаждаться своим свободным временем, хочет побольше внимания и похвалы от учителей и других авторитетов, а не только от мамы. Совсем не хочет вечных нравоучений на тему режима и житья "как все".
Заранее благодарю.
P.S.: Вот так она воспринималась мной 2 года назад http://detishki-israel.livejournal.com/4951640.html . И вот немного истории http://detishki-israel.livejournal.com/4951640.html?thread=80309592#t80309592
Ребенок уже сменил школу, а когда попал в интернат, то и еще одну. За это время она сильно повзрослела, поняла, что некоторые вещи нужно делать через нехочу, иначе скатишься на дно.
no subject
Date: 10 Jun 2013 14:20 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 15:00 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 15:52 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 18:23 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 14:39 (UTC)По поводу порядка и мотивации - есть очень много постов на тему самоорганизации у Алики rikki-t-tavi. В частности, идея безболезненного многоступенчатого разбора вещей в комнате. Например, взять две коробки, в одну нужное, в другую ненужное. Потом нужное сортировать. Как-то так. А про спонтанную мотивацию - примерно так: чтобы всегда было под рукой в готовом виде то, что можно и нужно делать, когда мотивация придёт. А если её нет, проводить подготовительные работы - найти задание, наточить карандаши и т.д. А ещё - делать по таймеру, 15 минут. Пятнадцать минут это же нестрашно, это же любое дело можно поделать? а потом 15 минут что-то приятное. В общем, у Алики масса методик, полистайте её журнал.
no subject
Date: 10 Jun 2013 15:09 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 15:20 (UTC)У Алики ещё был описан метод, вернее, метафора "сети" - как рыболовная сеть. Делаешь те узелки, которые знаешь как делать. Вот если есть десять заданий, и из них знаешь, как сделать два - сделай. А потом что-нибудь другое сделай, что знаешь. А потом подготовься к тому, чтобы выяснить, как сделать четвёртное и седьмое, которое не знаешь. И придумай, кого попросить объяснить пятое, про которое вообще ничего не понятно. Так постепенно сеть и заполняется. Потому что многим людям часто очень трудно делать подряд.
no subject
Date: 10 Jun 2013 14:40 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 15:14 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 14:54 (UTC)Особенно беспорядок. У меня вот муж убирает.
офф: Как у вас с классом для отличников? Получилось? Это ж вы, вроде, зимой спрашивали в другом сообществе?
no subject
Date: 10 Jun 2013 15:15 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 15:24 (UTC)Дальше, планирование - какие конкретно проблемы возникают от недостатка планирования? если они есть, надо решать именно их, а не способвы планирования. Я сама иррационал и ничего, очень много чего успеваю, но планировать детально не люблю, все делаю тогда, когда есть вдохновение и желание, частов последний момент. И такой стиль мне нравится гораздо больше, он оставляет массу возможностей для маневра и быстрой адаптации.
Про беспорядок - я тоже не люблю бардак в детских комнатах, но считаю что тратить мегатонны энергии на это тоже глупо. Ну беспорядок, ну и что. Это точно не должно быть самым высоким приоритетом.
no subject
Date: 10 Jun 2013 18:41 (UTC)ложится около 22, ворочается или читает или напевает себе, пока не заснет = очень тяжело вставать.
не организовала время и дела = не успевает уроки, забывает всякие рефераты и работы, заданные давно. Не выходит вовремя на транспорт, если надо куда-то ехать. Пока кроме этого особых проблем нет.
Бардак в комнате мне не режет глаз, просто в беспорядке сложнее поддерживать чистоту.
Решаем по мере поступления, но хочется привить ей навык распоряжаться временем с пользой для себя.
no subject
Date: 11 Jun 2013 12:51 (UTC)Несделанные задания и забытые рефераты это не от иррационализма. Это неорганизованность и неправильные приоритеты. Иррационал отличается от рационала не результатом (и тот и другой может быть организованным человеком), а методами достижения результата. Не успевает уроки, значит откладывает неприятное на потом, а потом становится поздно. Забывает заданное давно - значит у нее в системе приоритетов это неважные дела, а может неприятные, пытается про них вообще не думать. Опаздывает на подвозку - опять же, значит для нее не важно туда попасть (есть альтернатива? родители отвезут или вобще ничего не случится)
Работайте над важностью учебы, извлекайте из нее позитив - достижения, похвалы, соревновательность какая-то может (не у всех детей есть и не всем важно). Может можно начинать задания прямо в школе или в автобусе? может она могла бы делать неприятное сначала чтобы потом быть свободной? почему вообще это неприятное, может можно поменять отношение?
no subject
Date: 11 Jun 2013 13:16 (UTC)Перепробовали, приятное совместное время, но засыпает, к сожалению, не раньше обычного.
Не успевает уроки, значит откладывает неприятное на потом, а потом становится поздно.
И приятное и не очень откладывает на момент вдохновения, а оно приходит всегда по разному. Рефераты (громко сказано), кстати, и уже сделанные забывала. Или было как-то задание испечь 3 вида маффинов и исследовать влияние количества какао на вкус и цвет. Но каждый раз, ставя очередные маффины в духовку, мы вспоминали, что снова забыли.
Опоздав на подвозку, шла в школу пешком. Другой альтернативы не было. Я вот очень люблю свои танцы, спортзал и велосипед, но каждый раз выбегаю в последний момент, если не иду сразу с работы. Неужели мне не важно туда попасть?
no subject
Date: 11 Jun 2013 13:20 (UTC)это то что я имела в виду. Я тоже очень много вещей делаю в последний момент. Я вижу большую разницу между "сделать в последний момент" и "забыть и вообще не сделать". Поэтому я справшивала про результат. Если вы вышли в последний момент и пришли вовремя (или капельку опоздали но это считается нормальным в вашей группе) то результат достигнут, неважно каким путем. Если реферат забыли сдать вообще то результат отрицательный и может его и не хотели писать/сдавать.
no subject
Date: 11 Jun 2013 13:33 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 16:23 (UTC)А может, пераха попросить, только какого-то хорошего, хотя конечно там 50 на 50, как попадет....
no subject
Date: 10 Jun 2013 18:44 (UTC)no subject
Date: 10 Jun 2013 17:39 (UTC)Стараюсь не покупать лишнего для дочери, как только выросла из чего-то - избавляться от этих вещей. Если чего-то есть запасного - убирать из ее комнаты, упаковывать и контролировать это самостоятельно.
беспорядок, когда барахла много - это ужасно. Когда мало - в принципе, можно быстро убрать, если что.
+ минимум мебели с открытыми поверхностями. Пусть будет бардак в закрытых ящиках, не страшно.
no subject
Date: 10 Jun 2013 18:50 (UTC)С мебелью у нас так себе.
no subject
Date: 10 Jun 2013 23:38 (UTC)no subject
Date: 11 Jun 2013 04:16 (UTC)no subject
Date: 11 Jun 2013 11:20 (UTC)no subject
Date: 11 Jun 2013 13:23 (UTC)Вообще я ЗА книги и музыку перед сном, если все равно в потолок смотрит, пусть уж с толком.
Мне показалось, что в эмоционально и умственно насыщенные дни она раньше сонливит. Очень надеюсь, что в хативе увеличится нагрузка, и доча станет лучше засыпать. Потому что физическая усталость у нее (да и у меня) не повышает сонливости.
Меня спокойная музыка немного усыпляет. А у нее вся какая-то ритмичная, подвижная :)
no subject
Date: 11 Jun 2013 13:33 (UTC)Самые лучшие результаты получаются, если вставать с восходом солнца, вот ровно поминутно. Несколько дней все равно тяжело, потом втягиваешься. Проверить время восхода можно здесь - http://www.yeshiva.org.il/calendar/default.aspx
no subject
Date: 11 Jun 2013 13:49 (UTC)А кроме лета я встаю до рассвета. А у нее в декабре как раз подъем на рассвете.
Кстати, в фазу глубокого сна намного тяжелее просыпаться. Я две недели записываю фазы сна и вижу, что у меня с 3-4 часов до утра нет фаз быстрого сна. А в субботу после 7-8 утра появляются.
no subject
Date: 11 Jun 2013 14:17 (UTC)no subject
Date: 11 Jun 2013 14:57 (UTC)Тестами не проверяли, но я учителей поспрашивала. Мне сказали не выдумывать глупости.
Внимает и концентрируется нормально, в т.ч. и на неинтересных домашних уроках. Не забывает, зачем шла, что хотела сказать и т.д. Может делать уроки под мультики (раньше бывало, сейчас уроки в спальне, ТВ в салоне). Но разбавляет монотонное интересным, например между примерами читает географию.
Когда я рядом, я организую процесс, ограничиваю время, убираю со стола лишнее. Но вообще она уроки делает сама, только сообщает, какой предмет закончила и хвастается, если хорошо постаралась (много или наоборот быстро закончила). Насколько я помню себя, да и по ее комментариям, голова занята интересными и важными мыслями. Сочиняет всякие сюжеты, мелодии, в ролях пересказывает читанные книги и виденные мульты. Придумывает персонажам наряды и т.п. Очень часто это вслух, с просьбами посоветовать и прокомментировать, поэтому я в курсе, чем занята ее голова.
Кстати, сейчас в интернате она делает уроки в строго отведенное время и делает это быстро. Я спросила, может ли она быстро сделать дома и не ходить к персональной учительнице, на что она ответила, что любит ходить к ней, и любит делать уроки в такой атмосфере. То есть сама указала, какие условия ей требуются. Будем создавать, значит.
no subject
Date: 18 Jun 2013 10:01 (UTC)Мне когда-то очень хороший детский врач советовал для проблем с засыпанием попить дочке какие-нибудь успокаивающие таблетки, типа, валерьянки. Вреда от них не будет, а заснуть поможет (дочке помогало).
И еще лично мне помогает, когда у меня есть список дел, которые нужно сделать. Вот задали ей реферат - добавила пункт в список. Сделала-сдала - вычеркнула. Даже если ты прямо сейчас этим заниматься не будешь, у тебя перед глазами написано, что это надо сделать. А как приятно вычеркивать из списка сделанное! И наглядно видно, что что-то делается.
no subject
Date: 18 Jun 2013 13:40 (UTC)Вот ритуал просыпания бы ей организовать. Еще до подъема, чтобы быстрее приходила в себя и легче вставала. Я для себя такой нашла - ставлю на ночь хлебопечку. Она мне утром звонко "Съешь моего ржаного пирожка", как тут не встать?
А по поводу дел да, стараемся записывать, чтоб на видном месте видело.
no subject
Date: 18 Jun 2013 14:26 (UTC)no subject
Date: 18 Jun 2013 21:13 (UTC)